Эмоциональное и социальное развитие ребенка: с рождения до 3 месяцев

ребенок

Ко второму месяцу своей жизни, Ваш ребенок будет проводить большую часть своего времени, наблюдая и слушая окружающих его людей. Он узнает, что они будут развлекать и успокаивать его, кормить его, создавать комфортные условия. Он хорошо себя чувствует, когда они ему улыбаются, и, кажется, инстинктивно знает, что он может улыбаться тоже. Даже во время первого месяца своей жизни он будет стараться сделать примитивные усмешки и ужимки. Затем, во время второго месяца, эти движения превратятся в настоящие знаки удовольствия и дружелюбия.

Улыбка ребенка

Видели ли Вы уже его истинную улыбку? Это главный поворотный момент для Вас и для Вашего ребёнка. В случае, если у Вас возникли какие-либо сомнения, все бессонные ночи и беспорядочные дни этих первых недель внезапно покажутся стоящими того при виде той первой улыбки, и Вы будете делать всё, что в Ваших силах, чтобы сохранить появление этих улыбок. Со своей стороны, Ваш ребенок вдруг обнаружит, что, просто шевеля губами, у него с Вами может быть двустороннее общение, так как его улыбки приносят ему ещё больше внимания, чем обычно, и, благодаря им, он чувствует себя хорошо. Улыбчивость так же даст ему другой способ, помимо плача, чтобы выразить свои потребности и обрести какой-то контроль над тем, что с ним происходит. Чем больше ребенок заинтересован Вами и Вашими улыбками, и со временем остальным огромным миром вокруг него, не только будет повышаться его умственное развитие, но и тем более он будет отвлекаться от внутренних ощущений (голод, газ, усталость), которые когда-то гораздо больше влияли на его поведение. Его возрастающая социализация является ещё одним доказательством, что он получает удовольствие и ценит эти новые впечатления. Расширение его мира с этим опытом является не только веселым для Вас обоих, но также и важным для его общего развития.

Сначала Вам может показаться, что на самом деле Ваш ребенок улыбается мимо Вас, не встречая Вашего взгляда, но не позвольте этому взволновать Вас. То, что он смотрит не на Вас, дает ему некоторый контроль и защищает его от перегрузки Вами. Это его способ воспринять общую картину, не будучи «пойманным» Вашими глазами. Таким образом, он может уделять одинаковое внимание Вашей мимике, звуку Вашего голоса, теплу Вашего тела, тому, как Вы его держите. В процессе того, как Вы будете узнавать друг друга, он будет постепенно задерживать Ваш взгляд на более и более длительные периоды, и Вы будете находить способы повышения его «терпения» — возможно, держа его на расстоянии, регулируя уровень Вашего голоса, или изменяя Ваши выражения.

мастер «разговоров улыбками»

К трем месяцам Ваш ребенок будет мастером «разговоров улыбками». Иногда он будет начинать «общение», обращаясь к Вам широкой улыбкой и булькающим звуком, чтобы привлечь Ваше внимание. В других случаях он будет лежать в ожидании, смотря на Ваше лицо, пока Вы первыми ему не улыбнетесь, и затем излучит Вам обратно свой полный энергии ответ. Все его тело будет участвовать в этих диалогах. Его руки будут широко открыты, одна или обе руки будут подняты, и его руки и ноги будут двигаться в такт ритму Вашей речи. Его мимика также будет отображать Вашу. Когда Вы говорите, он может открывать свой рот и расширять глаза, а если Вы высунете свой язык, он может сделать то же самое!

Реакциа на голоса

Конечно, Ваш ребенок, вероятно, не будет вести себя так же дружелюбно со всеми. Как и взрослые, Ваш ребенок будет предпочитать определенных людей остальным. И его избранниками, конечно, будут его родители. Затем, примерно в три-четыре месяца он станет заинтригованным другими детьми. Если у него есть братья или сестры, Вы увидите, как он сияет, как только они начинают с ним разговаривать. Если он услышит детские голоса на улице или по телевизору, он может повернуться, чтоб найти их. Это увлечение детьми будет увеличиваться в процессе того, как он будет становиться старше.

Избирательное поведение ребенка

Бабушки и дедушки или хорошо знакомая няня могут получить первую нерешительную улыбку, подкрепленную воркованием и разговором тела, как только они поиграли с ребенком некоторое время. С другой стороны, незнакомцы могут получить не более, чем любопытный взгляд или мимолетную улыбку. Это избирательное поведение говорит Вам, что даже в таком раннем возрасте, он начинает разбираться, кто есть кто в его жизни. И хотя сигналы являются едва различимыми, нет никаких сомнений в том, что он становится привязанным к близким ему людям.

Важная роль

Эти безмолвные обмены любезностями могут показаться не больше, чем игрой, но эти ранние обмены играют важную роль в социальном и эмоциональном развитии Вашего ребенка. Быстрыми и полными энтузиазма реакциями на его улыбки, и частым увлечением его в эти «разговоры», Вы дадите ему понять, что он важен для Вас, что он может доверять Вам, что у него есть определенный контроль в его жизни. Распознавая его реплики, и не глядя в сторону, когда он «говорит», Вы также покажете, что Вы заинтересованы в нем и цените его. Это способствует его развивающейся самооценке.

Основные уровни потребности ребенка

По мере того, как Ваш ребенок будет расти, способ общения между Вами двоими будет меняться вместе с его потребностями и желаниями. На основе повседневных наблюдений, Вы обнаружите, что у него есть три основных уровня потребностей, каждая из которых отображает разные стороны его личности:

Неотложная потребность

Когда его потребности являются неотложными – когда он голоден или ему больно, например – он даст Вам знать это своим особым способом, возможно, крича, хныча, или используя отчаянный язык тела. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы так быстро, что обычно Вы сможете удовлетворить его практически до того, как он сам поймет, чего хочет.

Наблюдение за ребенком

Пока Ваш ребенок мирно спит, или когда он оживлен и развлекает себя, Вы можете чувствовать себя убежденными, что удовлетворили все его потребности на данный момент. Это даст Вам прекрасную возможность отдохнуть или позаботиться о других делах. Времена, когда он играет сам с собой, предоставляют Вам прекрасную возможность понаблюдать – на расстоянии – как он развивает новые важные способности, такие, как научиться играть самому, достигать и выслеживать объекты, манипулировать руками. Эти действия подготовят почву для обучения успокаивать самого себя, которые будут помогать успокаиваться и, в конечном счете, спать всю ночь. Это особенно важные умения, которым нужно научиться детям, у которых колики или которых трудно успокаивать.

Чего же хочет ваш ребенок?

Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности Вашего ребенка удовлетворены, но он всё ещё нервничает и суетится. Он может давать Вам знать об этом, хныча, с помощью волнительных движений, или вспышками бесцельной деятельности между моментами покоя. Вероятно, он даже не будет знать, чего он хочет, так что любая из определенных реакций может помочь успокоить его. Игры, разговоры, пение и ходьба могут помочь иногда; в других случаях просто изменить его положение или дать ему перенервничать может быть самой успешной стратегией. Вы также можете заметить, что, хотя конкретный отклик на мгновение успокаивает его, вскоре он становится ещё более суетливым и требует ещё больше внимания. Этот цикл нельзя нарушить, пока Вы не дадите ему поплакать несколько минут, или не отвлечете его, заняв чем-то другим – например, выведя его на улицу или начав кормить. Так как испытания такие, как эти, могут быть, благодаря им Вы оба будете узнавать друг о друге многое. Вы будете знать, как Ваш ребенок любит, чтоб его потрясли, какие смешные лица и голоса ему доставляют больше всего удовольствия, на что ему больше всего нравится смотреть. Он узнает, что ему надо сделать, чтоб получить Ваш отклик, насколько сильно Вы стараетесь угодить ему, и где находятся границы Вашего терпения.

Взрослеем

Со временем периоды острых потребностей Вашего ребенка будут сокращаться, и он сможет развлекать себя сам на более продолжительно. От части, это происходит потому, что Вы учитесь предвидеть и оберегать его от многих проблем до того, как ему становится не комфортно. Но, кроме того, его нервная система развивается, и, в результате, он сам лучше справляется с повседневными стрессами. С улучшением контроля над своим телом, он сможет делать больше вещей, чтоб развлечь и утешить себя, и он будет испытывать меньше разочарований. Периоды, когда, кажется, что удовлетворить его сложнее всего, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении нескольких лет, но в процессе того, как он становится более активным, будет легче отвлечь его. В конечном итоге, он должен научиться справляться с такими периодами самостоятельно.

Защищенность

В эти первые месяцы не бойтесь испортить Вашего ребёнка чрезмерным вниманием. Наблюдайте за ним внимательно и оперативно реагируйте, когда он нуждается в Вас. Может, Вы и не можете успокоить его каждый раз, но никогда не помешает показать, насколько Вы беспокоитесь о нем. На самом деле, чем быстрее и более последовательно Вы успокаиваете Вашего ребенка в течении этих первых шести месяцев, тем менее требовательным будет, когда станет старше. В этом возрасте, он нуждается в частом успокоении, чтобы чувствовать себя и Вас в безопасности. Помогая ему установить это чувство защищенности сейчас, Вы закладываете основу для уверенности и доверия, которые позволят ему постепенно отделиться от Вас и стать сильным, независимым человеком.

ОСТАВЬ ОТЗЫВ. ПОДЕЛИСЬ ОПЫТОМ. СПРОСИ СОВЕТА.